Недавние события на международной политической арене перекроили рынок грузоперевозок. Теперь приходится строить новые маршруты, порой неожиданные, и работать с автопарком, который устаревает из-за отсутствия возможности произвести замену. Логисты находятся в постоянном поиске путей решения проблем, которые разрастаются, как снежный ком, и появляются как будто ниоткуда, что коренным образом меняет подходы к поставкам.
В настоящее время мир разделился на три лагеря: страны, дружественные России, враждебно настроенные и нейтральные. Многие государства стремятся вести собственную торговую политику, идущую вразрез с интересами Запада. От этого санкционные войны разгораются с удвоенной силой и создают новые препятствия, преодоление которых выработало определенные тренды.
Ускорение доставки на финише
Так называемая доставка на последней миле стала чрезвычайно популярной – теперь перевозчики стараются, чтобы груз прибыл день в день. Практически вся электронная коммерция работает таким образом, и многие предприятия прибегают к такой практике при организации внутренних поставок. 2023 год показал, что эта опция используется большинством логистических компаний.
Передача выполнения части работ на аутсорс
Этап последней мили, который включает контроль качества, хранение, упаковку и работу с клиентом, все чаще передается фулфилмент-компаниям. Это позволяет отказаться от расходов, связанных с развитием дополнительной цепочки поставок.
Цифровизация и автоматизация
Итоги последнего анализа отрасли показали, что внедрение цифровых технологий каждый год будет возрастать на 20%. С помощью искусственного интеллекта происходит оптимизация процесса для недопущения коллапса на определенных участках цепочки.
Автопарки и маршруты все больше автоматизируются, что позволяет бережно использовать ресурсы и исключает необходимость выделения средств на внедрение дополнительных сервисов.
Перестройка автопарка и появление новых партнеров
В результате введения санкций западными странами приобретение новой техники европейского производства и обслуживания старой стало невозможным. Это привело к тому, что отечественные транспортные компании переориентировались на модели, выпущенные в России и Китае.
Повышенный спрос на сборные грузы
Участники рынка стремятся повысить оборачиваемость, поэтому прибегают к отправке меньших партий товаров по сравнению с предыдущими периодами, но более часто. Эта тенденция наметилась по следующим причинам:
- появились новые поставщики, продукция которых требует тестирования;
- падение покупательской способности привело к снижению спроса;
- увеличение сегмента электронной коммерции.
Стабилизация тарифов
В настоящее время предпосылок к снижению ставок не наблюдается. Это связано с высокой инфляцией, увеличением стоимости товаров и себестоимости их производства. Однако рост тарифов – событие маловероятное из-за рецессии мировой экономики. В таких условиях наступил момент, когда ставки зафиксировались на определенном уровне, что делает рынок грузоперевозок более прогнозируемым.
Формирование новых маршрутов
Грузоперевозчики оправились после некоторого шока, связанного с лавиной санкций, и освоили новые направления не без помощи государства. Создались благоприятные условия для переориентации на Восток, поэтому после обкатки станет понятно, какие маршруты приживутся, а какие – нет.
Сроки планирования
Многие логистические компании при планировании расходов и расчете стоимости доставки ориентировались на срок в один год. Однако современные реалии показали, что такой подход утратил актуальность. Теперь корректировки проводятся если не каждый месяц, то по крайней мере раз в сезон, что позволяет адекватно реагировать на изменение ситуации на рынке в условиях неопределенности.
Всем давно стало ясно, что о прежнем рынке грузоперевозок можно забыть, так как возврат на старые позиции маловероятен. Сейчас выигрывают те компании, которые успели перестроиться, а те, кто пытаются работать по старинке, сходят с дистанции.